
- Готовность к обучению в средней школе
- Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение пятиклассников
- Работа с родителями
- Программа преемственности между начальным и основным общим образованием "Пятиклассник"
Переход учащихся из начальной школы в основную справедливо считается кризисным периодом. Многолетние наблюдения педагогов и школьных психологов свидетельствуют о том, что этот переход неизбежно связан со снижением успеваемости, хотя бы временным. Учащимся, привыкшим к определенным порядкам начальной школы, необходимо время, чтобы приспособиться к новому темпу и стилю жизни.
Часто внешние изменения по времени совпадают с началом физиологических изменений в организме детей. Все это в первую очередь отражается на качестве успеваемости. Например, отличник в начальной школе вдруг в пятом классе начинает получать четверки и тройки. Хотя бывает и так, что ребенок, еле-еле учившийся в начальных классах на тройки, вдруг становится твердым хорошистом.
Период адаптации к новым правилам и требованиям может занимать у ребенка от одного месяца до целого года. Критерием успешности адаптации выступает, прежде всего, степень сохранности психологического и физического здоровья обучающихся.
Что же может затруднить адаптацию детей к основной школе? Прежде всего, это рассогласованность, даже противоречивость требований разных педагогов. Школьник впервые оказывается в ситуации множественности требований и, если он научится учитывать эти требования, соотносить их, преодолевать связанные с этим трудности, то овладеет умением, необходимым для взрослой жизни.
Термин "дезадаптация" обозначает нарушение процессов взаимодействия человека с окружающим миром. Понятие "школьная дезадаптация" – более узкое и подразумевает неспособность и невозможность младшего подростка найти в пространстве школьного обучения свое место, чтобы он мог быть принят таким, каков он есть, сохраняя и развивая свою индивидуальность, потенциал и возможности для самореализации.
Критерии школьной дезадаптации:
- неуспешность в обучении по программам, включая такие формальные признаки, как хроническая неуспеваемость, второгодничество, и качественные признаки в виде недостаточности общеобразовательных знаний и навыков;
- нарушения эмоционально-личностного отношения к обучению, к учителям, жизненной перспективе, связанной с учебой: пассивно-безучастное, негативно-протестное, демонстративно-пренебрежительное и другие значимые, активно проявляемые ребенком отношения к школе и учебе;
- повторяющиеся, некорригируемые нарушения поведения (отказные реакции; стойкое антидисциплинарное поведение с активным противопоставлением себя одноклассникам, учителям; демонстративное пренебрежение правилами школьной жизни, школьный "вандализм").
Готовность к обучению в средней школе
Можно ли избежать серьезных проблем с учебой при переходе в среднюю школу? Опыт показывает, что можно. Но для этого необходимо учитывать все факторы, влияющие на качество обучения в пятом классе.
Надо заметить, что с понятием "адаптация" тесно связано понятие "готовность к обучению в средней школе". Не все учащиеся начальной школы одинаково подготовлены к переходу в среднюю школу. Можно выделить следующие составляющие такой готовности:
- сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала;
- новообразования младшего школьного возраста:
– произвольность – способность сознательно управлять своими действиями и психическими процессами (вниманием, памятью, мышлением, чувствами);
– рефлексия – процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний;
– мышление в понятиях (в соответствующих возрасту формах);
– способность к саморегуляции; - качественно иной тип взаимоотношений (более "взрослый") с учителями и одноклассниками;
- ведущая деятельность (начальное звено – учебная деятельность, среднее звено – межличностные отношения).
Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение пятиклассников
В нашей школе разработана программа преемственности между начальным и основным общим образованием "Пятиклассник" (приложение), осуществляется психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение пятиклассников в адаптационный период.
В рамках преемственности в марте учителя 4-х классов проводят открытые уроки для учителей старшего звена с целью знакомства с учащимися, с программой обучения в начальном звене. Педагог-психолог проводит тестирование учеников 4-х классов школы и игру "Дорога в 5-й класс" с целью выявления уровня готовности детей 9–10 лет к переходу в среднюю школу.
Для профилактики школьной дезадаптации в первую-вторую недели сентября проводятся психолого-педагогические консилиумы по каждому пятому классу, на которых учитель начального звена знакомит учителей-предметников с индивидуальными характеристиками учеников класса, педагог-психолог – с данными социальной адаптации обучающихся. Медицинский работник предоставляет данные о здоровье обучающихся, т. к. у детей с ослабленным здоровьем при переходе из начального в основное звено школьная дезадаптация проявляется в нарушениях состояния здоровья. Педагог-психолог и социальный педагог знакомят учителей 5-х классов с рекомендациями по работе с детьми "группы риска", предлагают тематику классных часов на тему "Учись учиться", проведение которых поможет учащимся рационально организовать свой учебный труд, развивать свои способности, ум и мышление, сделать обучение увлекательным и эффективным.
В течение сентября педагог-психолог ведет наблюдение за пятиклассниками во время и вне учебных занятий.
- тест школьной тревожности Филлипса, позволяющий выявить уровень тревожности в различных школьных ситуациях и определить, в каких именно сферах внутришкольных отношений локализуется тревожность и какие конкретно формы принимает;
- методика изучения мотивации учения Н.В. Лускановой;
- методика определения уровня самооценки Г.Н. Казанцевой;
- методика определения социометрического статуса каждого ученика в классном коллективе Дж. Морено.
Результаты психологической диагностики в общем виде представляются на заседании методического объединения "Пятиклассник", родительских собраниях, также проводятся индивидуальные и групповые консультации для всех участников образовательного процесса: обучающихся, учителей и родителей.
Повторная психологическая диагностика проводится в марте с целью проследить изменения в адаптации учащихся 5-х классов к условиям школьной среды.
Работа с родителями
Для родителей пятиклассников классный руководитель проводит собрания с приглашением педагога-психолога и учителей-предметников. При обсуждении проблемы перехода из начальной школы внимание родителей обращается на адаптацию детей к предметному обучению, на ее позитивные и негативные стороны, а также на условия, которые могут способствовать или препятствовать успешному прохождению адаптационного периода.
Очень значимо сохранить положительное отношение пятиклассника к обучению, помочь отыскать ему личный интерес к изучаемому предмету, сориентировать его на пути самосовершенствования и самореализации.
Один из факторов, приводящих к формированию и закреплению тревожности школьника, – завышенные ожидания со стороны родителей к успехам своего ребенка. В свою очередь ребенку необходимо чувствовать безусловное принятие родителей, которые верят в него, поддержат и помогут преодолеть возникающие трудности. Ученику важен интерес родителей к школе, классу, в котором он учится, к его школьной жизни, победам и неудачам.
Родителям рекомендуется:
- обеспечивать ребенку спокойную, щадящую обстановку, четкий режим дня;
- основное внимание уделять развитию учебной деятельности детей, их умению учиться, приобретать с помощью взрослых и самостоятельно новые знания и навыки.
ПРОГРАММА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ
между начальным и основным общим образованием
"Пятиклассник"
Программа преемственности между начальным и основным общим образованием "Пятиклассник" (далее – Программа) представляет основные направления работы по реализации преемственности между начальной и основной школой, обеспечивающей взаимодействие основных задач, содержания и методов обучения и воспитания.
Пояснительная записка
Переход учащихся из начального в среднее звено школы – одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе – один из труднейших периодов школьного обучения. Оснований для такого утверждения более чем достаточно: состояние детей в этот период с педагогической точки зрения характеризуется снижением интереса к учебе и ее результатам, низкой организованностью, иногда недисциплинированностью, с психологической – снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности. Увеличивается число детей, испытывающих значительные затруднения при обучении и адаптации к новым условиям организации учебного процесса.
Поэтому внимание педагогического коллектива нашей школы к проблемам адаптации школьников постоянно растет.
- сменой социальной обстановки;
- увеличением учебной нагрузки;
- изменением режима дня;
- отличием систем и форм обучения;
- различием требований со стороны учителей-предметников;
- изменением стиля общения учителей с детьми.
Наблюдения за учащимися, общение с ними в этот период показывают, что они очень растеряны, не могут понять, как строить взаимоотношения с педагогами, какие требования обязательны для выполнения – к школьнику их впервые предъявляется так много и от разных людей. На пятиклассника обрушивается поток информации с непонятными для него словами, терминами. Сократить переходный период, смягчить связанные с ним негативные факторы помогает нашему коллективу специально разработанная Программа, которая создана с целью координации, более эффективной организации учебно-воспитательного процесса, психолого-педагогического и медико-социального сопровождения учащихся – выпускников начальной школы при переходе их в среднее звено.
Цель Программы: создание условий для адаптации учащихся I ступени обучения при переходе на II ступень обучения и успешного продолжения образования в 5-м классе.
- сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей;
- создание психолого-педагогических условий, при которых учащиеся имели бы возможность опробовать сформированный в начальной школе "инструмент" (действия самоконтроля и самооценки, учебная инициатива и самостоятельность, способы учебного сотрудничества, способности к рефлексии, планированию и анализу) в разных учебных ситуациях;
- создание в совместной деятельности учащихся и учителя возможных образовательных пространств для решения личностных задач младших подростков;
- повышение учебной мотивации учащихся.
Принципы реализации Программы
Реализация Программы базируется на следующих принципах:
- программно-целевой подход, который предполагает единую систему планирования и своевременное внесение коррективов в планы;
- обеспеченность участников образовательного процесса информацией о ходе реализации Программы;
- включение в решение задач Программы всех субъектов образовательного процесса.
Вид деятельности | Сроки | Ответственные |
1. Организационная работа | ||
Собеседование зам. директора по УВР и школьного психолога с педагогами и классными руководителями 5-х классов | Август | Зам. директора по УВР |
Уточнение и корректировка списков учащихся 5-х классов. Работа с личными делами учащихся | Август, сентябрь | Зам. директора по УВР |
Знакомство с семьей и условиями быта учащихся. Составление социального паспорта класса | Сентябрь | Зам. директора по ВР, социальный педагог, классные руководители 5-х классов |
Составление учителями начальной школы и педагогом-психологом школы характеристик (психолого-педагогических карт) на учащихся 4-х классов | Август | Зам. директора по УВР, оздоровительной работе (далее – ОР), учителя начальной школы |
Изучение медицинских карт учащихся 5-х классов. Оценка состояния здоровья и физического развития обучающихся | Сентябрь | Зам. директора по ОР, медицинский работник, учителя физической культуры, классные руководители 5-х классов |
Организация взаимопосещения уроков учителей 4–5-х классов по вопросу преемственности | Сентябрь | Зам. директора по НМР |
Организация занятий в специальных медицинских группах. Комплексная диагностика учащихся 5-х классов | Сентябрь – декабрь, февраль, апрель | Зам. директора по ОР, медицинский работник, учителя физической культуры |
Медицинский осмотр обучающихся 5-х классов специалистами муниципального учреждения здравоохранения "Лянторская городская больница" | Март | Зам. директора по ОР, медицинский работник |
Экскурсии выпускных классов начальной школы по территории средней школы | 2-я неделя мая | Зам. директора по ВР, классные руководители 4-х классов |
Выявление индивидуальных особенностей, склонностей, интересов учащихся 5-х классов | В течение года | Зам. директора по ОР, классные руководители 5-х классов |
Формирование групп дезадаптированных пятиклассников. Организация факультативных занятий "Я и мы" | В течение года | Зам. директора по ОР, педагог-психолог |
Предварительная расстановка педагогических кадров в будущих 5-х классах | Январь | Зам. директора по УВР |
Знакомство учащихся 4-х классов с учебным процессом в среднем звене | Январь – май | Классные руководители 4-х классов |
Собеседование с классными руководителями 5-х классов по итогам четверти | Ноябрь, декабрь, март, май | Зам. директора по УВР, ОР, ВР, НМР |
Обобщение аналитико-диагностических материалов | Сентябрь, ноябрь, апрель | Зам. директора по УВР, ОР |
2. Информационно-методическое обеспечение | ||
Заседание методического совета школы. Коррекция и утверждение плана работы по преемственности между начальным и основным общим образованием на учебный год | Август | Зам. директора по УВР, НМР |
Изучение нормативных документов по организации учебно-воспитательного процесса в 5-х классах | Август, сентябрь | Зам. директора по УВР, ВР, ОР, классные руководители 5-х классов |
Совещание при завуче по итогам четверти | Ноябрь, декабрь, март, май | Зам. директора по УВР, ОР, ВР, НМР |
Составление материалов для проведения административных контрольных работ, подбор текстов для проверки техники чтения | Сентябрь, декабрь, май | Зам. директора по УВР, руководители МО учителей-предметников |
Разработка рекомендаций для родителей по теме лекториев | Сентябрь, январь | Зам. директора по ОР, педагог-психолог |
Составление материалов для проведения контрольных срезов, подбор текстов для проверки техники чтения | Ноябрь | Зам. директора по УВР, руководители МО учителей-предметников |
Классно-обобщающий контроль 5-х классов | Ноябрь | Зам. директора по УВР, ОР, ВР, НМР |
Психолого-педагогический консилиум по 5-м классам | Сентябрь, ноябрь | Зам. директора по ОР |
Составление программ реабилитации учащихся "группы риска" (по каждому учащемуся в отдельности) | Ноябрь – январь | Зам. директора по ОР, ВР, педагог-психолог, социальный педагог |
Диагностика адаптационных процессов у учащихся 5-х классов | Октябрь, апрель | Зам. директора по УВР, ОР, педагог-психолог |
Разработка методических рекомендаций по проблеме преемственности | Ноябрь | Зам. директора по ОР |
Малый педсовет "Создание условий успешной адаптации учащихся в 5-х классах" с учителями начальной школы и учителями-предметниками, работающими в 5-х классах, специалистами службы ППМС сопровождения. Подведение итогов классно-обобщающего контроля 5-х классов, результатов I четверти | Ноябрь | Зам. директора по УВР, ОР |
Изучение динамики успешности обучения и развития учащихся 5-х классов | В течение года | Зам. директора по ОР, классные руководители 5-х классов |
Формирование портфолио учащихся 5-х классов | В течение года | Классные руководители 5-х классов |
Совместное заседание МО учителей выпускных 4-х классов, классных руководителей будущих 5-х классов, учителей-предметников "Преемственность УМК и единые подходы к уровню требований по предметам в начальной школе и среднем звене" | Декабрь | Зам. директора по УВР, ОР, классные руководители 4-х классов, учителя-предметники |
Совместная методическая работа учителей начальной школы и учителей математики, русского языка и литературы. Определение соответствия программных требований, предъявляемых к учащимся выпускных классов начальной школы, требованиям, предъявляемым учителями средней школы | В течение года | Зам. директора по УВР, руководители МО учителей-предметников, классные руководители 4-х классов, учителя-предметники |
Посещение уроков в 4-х классах | Декабрь, апрель | Зам. директора по УВР, руководители МО учителей-предметников, учителя-предметники |
Диагностика готовности учащихся начальных классов к переходу в среднее звено | Март, апрель | Зам. директора по ОР |
Психолого-педагогический консилиум по 4-м классам. Готовность учащихся выпускных классов начальной школы к переходу в среднее звено | 1-я неделя мая | Зам. директора по УВР, ОР, ВР, руководитель МО "Первоклассник" |
Совещание при директоре "Создание условий для успешной адаптации учащихся в 5-м классе. Уровень образовательной деятельности педагогов". Подведение итогов работы по преемственности между начальным и основным общим образованием за год. Определение КПД проделанной работы | 2-я неделя мая | Директор школы |
Совещание при директоре. Комплектование 5-х классов | 4-я неделя мая | Директор школы |
Заседания МО "Пятиклассник" | Август, октябрь, декабрь, февраль, май | Зам. директора по УВР, руководитель МО "Пятиклассник" |
3. Работа с учащимися | ||
"Здравствуй, школа!" – линейка, посвященная Дню знаний | 1 сентября | Классные руководители 5-х классов |
Помощь учащимся в ориентировании по расположению учебных кабинетов, столовой, гардероба | Сентябрь | Зам. директора по УВР, классные руководители 5-х классов |
Линейка для учащихся по вопросу соблюдения правил поведения | Октябрь | Зам. директора по ВР, классные руководители 5-х классов |
Анкетирование пятиклассников по вопросу адаптации к новым условиям учебы. Определение уровня комфортности учащихся при переходе из начальной школы в среднюю. Изучение эмоционально-психологического климата в классном коллективе | Октябрь | Зам. директора по УВР, ОР |
Торжественное посвящение в пятиклассники | Октябрь | Зам. директора по ОР, классные руководители 5-х классов |
Наблюдение за учащимися на переменах, уроках, во время подвижных игр. Регистрация данных наблюдений в протоколе (карте) | В течение года | Классные руководители 5-х классов, учителя-предметники |
Вовлечение пятиклассников в дополнительное образование | I четверть | Зам. директора по ВР, классные руководители 5-х классов |
Диагностика особенностей школьной адаптации пятиклассников | Ноябрь | Зам. директора по ОР |
Работа с одаренными детьми "Растим хорошистов" | В течение года | Классные руководители 5-х классов, учителя-предметники |
Групповые и индивидуальные занятия с учащимися "группы риска", выявленными в начальной школе | В течение года | Классные руководители 5-х классов, зам. директора по УВР |
Линейки по итогам успеваемости за четверть | Ноябрь, декабрь, март, май | Классные руководители 5-х классов, зам. директора по УВР |
Собеседование со слабоуспевающими учащимися 5-х классов | В течение года | Зам. директора по УВР, классные руководители 5-х классов |
Рейд по сохранности учебников | Январь | Зав. библиотекой, классные руководители 5-х классов |
Индивидуальная работа с учащимися, склонными к нарушению дисциплины | В течение года | Социальный педагог |
Индивидуальные беседы с учащимися, испытывающими трудности в период адаптации | В течение года | Классные руководители 5-х классов, учителя-предметники |
Диагностика готовности учащихся 4-х классов к переходу в среднее звено | Март – апрель | Специалисты службы ППМС сопровождения |
Классные собрания учащихся выпускных 4-х классов с участием педагогов и классных руководителей будущих 5-х классов "Нам пора в 5-й класс!" | Май | Заместители директора по УВР, ОР, ВР |
Праздник выпускного вечера для учащихся 4-х классов "Прощание с начальной школой" | Май | Зам. директора по УВР, ВР, учителя начальных классов |
4. Работа с родителями | ||
Индивидуальное собеседование с родителями педагогически запущенных учащихся и детей с неадекватными формами межличностных отношений | Сентябрь | Зам. директора по УВР, ОР |
Неделя открытых дверей. Родительский лекторий "Особенности обучения в 5-м классе. Адаптация пятиклассников к предметному обучению" | 2-я неделя сентября | Зам. директора по УВР, ОР, классные руководители 5-х классов, учителя-предметники |
Консультации для родителей пятиклассников по вопросу адаптации | Ноябрь | Зам. директора по ОР |
Родительские собрания по итогам успеваемости за четверть | Ноябрь, декабрь, март, май | Зам. директора по УВР, ОР, классные руководители 5-х классов |
Родительский лекторий "Создание в семье оптимальных условий для развития ребенка" | Январь | Зам. директора по УВР, ВР, классные руководители 5-х классов |
Индивидуальное собеседование с родителями "трудных" учащихся | В течение года | Зам. директора по УВР, ОР, социальный педагог |
Родительские собрания "Итоги комплексной диагностики адаптации учащихся 5-х классов" | Ноябрь, март | Зам. директора по УВР, ОР |
Родительские собрания "Зона ближайшего развития". Анкетирование родителей | Апрель | Зам. директора по УВР, ОР |
Родительские собрания 4-х классов с участием учителей средней школы | Апрель | Зам. директора по УВР, ОР, учителя 4-х классов |
Индивидуальные беседы с родителями учащихся 4-х классов | IV четверть | Зам. директора по УВР |
5. Контроль | ||
Контроль планов воспитательной работы | Сентябрь | Зам. директора по ВР |
Посещение внеклассных мероприятий. Выявление проблем формирования классного коллектива в переходный период | Сентябрь, октябрь | Зам. директора по ВР, педагог-психолог, социальный педагог |
Изучение организации домашней работы. Выявление и предотвращение перегрузки учащихся домашним заданием | Сентябрь, октябрь | Зам. директора по УВР, ОР |
Административный контроль. Проверка качества усвоения учебного материала учащимися 5-х классов (мониторинг) | Сентябрь, декабрь, май | Зам. директора по УВР |
Анализ входного контроля | Октябрь | Методический совет школы |
Проверка классных журналов. Учет успеваемости и посещаемости учебных занятий учащихся 5-х классов | В течение года | Зам. директора по УВР |
Проверка ведения дневников учащихся 5-х классов | В течение года | Зам. директора по ВР |
Смотр кабинетов. Контроль наличия материалов для организации самостоятельной работы учащихся | Март | Зам. директора по УВР, ОР, ВР, руководители МО учителей-предметников |
Посещение уроков и мероприятий с целью изучения межличностных отношений | В течение года | Зам. директора по УВР, ОР, ВР, НМР |
Анализ учебной и воспитательной деятельности: выводы и результаты за учебный год, планирование на новый учебный год | Май | Классные руководители 5-х классов |
Контроль выполнения учебных программ | В течение года | Зам. директора по НМР |
Комментариев нет:
Отправить комментарий